Союз юных экологов Саратовской области

Областной центр экологического просвещения “СарЮнЭко”

Hits: 29

В нашей области в июне 2015 года стартовал уникальный проект “Детская биостанция”. Название, возможно, изменится, но суть останется: приобщать детей к природе, от которой они всё больше и больше отдаляются, отдавая предпочтение компьютерам и прочим современным гаджетам.

Читать далее

Прошла Лесная школа 2015

Hits: 16

В июне 2015 года в окрестностях села Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района прошел традиционный для «Союза юных экологов» VIII областной полевой экологический лагерь «Лесная школа» детской общественной организации «Союз юных экологов». Участниками стали школьники и учителя из 7 районов области и 12 школ г. Саратова.

Читать далее

В Саратов прибывает группа учителей и школьников из города Nijverdal (Нидерланды)

Hits: 21

С 18 по 24 октября 2014 “Союз юных экологов” и МАОУ “Физико-технический лицей №1” принимает группу учителей и школьников из школы «Reggesteyn» города Nijverdal (Нидерланды), которая прибывает в Саратов по школьному обмену в рамках работы по международному проекту ПАШ (Проект Ассоциированных школ) ЮНЕСКО. Гостей ждет обширная культурная программа

 

О проекте «Моя Географика»

Hits: 24

Children organization  «Union of Young Ecologists»  brings up children using the mother nature knowledge.  (Visit our site: sar-un-eco.ru).  In 2013 appeared an idea to give children more new detains about monuments of nature in Saratov region.  That`s how project «My geografika» was born, in the end of it we`ll make a multimedia encyclopedia ‘Monuments of nature in Saratov region’, the authors of it are going to be the schoolchildren themselves. In 2014 project got grant from famous Russian Geographical Society.  The project is open to any school active groups , as well as families.  To become a member, you need to send us your story about excursions outdoors  in Saratov region. Your materials will be published on this site. Travel, explore and tell us about it!

«Союзу юных экологов» уже 14 лет. Главной идеей, проходящей через все проекты и мероприятия, всегда было приобщение детей к природе, воспитание родной природой. (См. сайт организации sar-un-eco.ru). Окружающий мир познается и исследуется с разных точек зрения, под разными углами.

В 2013 году появилась идея ближе и подробнее познакомиться с памятниками природы, ООПТ (особо охраняемыми природными территориями) Саратовской области, показать детям привлекательность краеведческих исследований, вовлечь их в процесс активного внешкольного изучения природы и экологии своего родного края, популяризировать географические сведения, познакомить с проблемами охраны ландшафта, животных и растений.

Так родился проект «Моя географика» (на древнегреческом языке «землеописание»).

Читать далее

Голландия (2014, март)

Hits: 34

Российско-голландский школьный обмен
В рамках международного проекта
ПАШ (проект Ассоциированных школ) ЮНЕСКО

С 2006 года ведется переписка и активный обмен информацией с помощью Интернет между учителями и учениками голландской школы «Регестейн» г. Нейвердал (Нидерланды) и Физико-технического лицея №1 г. Саратова. Кроме общения через Интернет, школы обменивались (по почте) дисками с большим количеством информации, а в 2009 году состоялась on-line конференция с участием представителей двух школ.

Читать далее

Япония (2011, сентябрь-декабрь)

Hits: 17

Летом 2011 года учителю биологии Физико-технического лицея №1 г. Саратова написал письмо наш давний друг по переписке Makoto Iijima учитель биологии из Японии с предложением принять участие в международном интернет-проекте ROP (Проект по измерению уровня радиоактивности). С сентября 2011 лицей стал активным участником проекта, инициаторами которого стали японские учителя, пережившие трагедию в Фукусиме.

Читать далее

От Волги до Регге

Hits: 14

Российско-голландский школьный экологический проект
Все началось 5 лет назад с обычной переписки по электронной почте между двумя учителями биологии. С российской стороны учитель биологии Физико-технического лицея №1 г. Саратова Сосновская Регина Леонидовна, с голландской – Адри Кодде, учитель биологии общеобразовательной школы Регестейн г. Нейвердала. Тем для переписки было огромное множество, все было обоюдно интересно: обучение, программы, педтехнологии, учебники, оборудование, ученики, их склонности и хобби. Очень интересно было сравнивать растительный и животный мир, традиции и обычаи двух стран. Особое внимание уделялось обмену опытом в области полевых экологических исследований, которые проводятся учениками обеих школ на своих местных объектах. Голландские школьники изучают небольшую речку Регге, а наши ребята – разные водоемы: от маленьких прудов до Волги. Идеи экологических исследований одни и те же: «Как живется тебе, речка?», а вот методы, и особенно оборудование, разные.

Читать далее

Летние школы (2008-2013)

Hits: 14

Летние школы в Хвалынске (2008-2013)

Лесная школа-2008

Удивительная хвалынская природа всегда притягивала к себе людей, неравнодушных к красоте и неповторимости ее лесов и холмов, рек и родников. Природа, воспетая в стихах, музыке и на полотнах многочисленных художников. Не удивительно, что полевую детскую экологическую Школу решили проводить именно здесь. Помимо красоты и поэтичности эти места привлекают биологическим разнообразием и богатством животного и растительного мира.

Первая Лесная школа в национальном парке «Хвалынский» прошла в июне 2008 и длилась 8 дней. В ней было 54 участника: преподаватели, учителя и школьники. Полевые и лабораторные занятия велись по ботанике и гидробиологии. Экскурсии и практические занятия были по следующим дисциплинам: туристская техника, палеонтология и ландшафтоведение, метеорология. Лекцию по истории Хвалынска прочла редактор местной газеты Галина Юрьевна Перекальская. Ребята посетили также Информационный центр национального парка и Краеведческий музей.

Местом проведения Лесной школы стала Учебная база Саратовского государственного университета на территории бывшего лагеря «Лесная поляна» (родник «Благодатный»). Жили участники в палатках и нескольких щитовых домиках. Пищу готовили на костре.

Искреннюю благодарность организаторы, учителя и школьники выражают ректору СГУ Леониду Юрьевичу Коссовичу за безвозмездное предоставление Учебной базы в распоряжение юных экологов. Неоценимую помощь в организации быта в Лесной школе оказал Юрий Александрович Балтаев, ответственный за Учебную базу (помог в оборудовании места приготовления пищи, полевого душа, привозил хлеб, молоко и др.). К нему можно было обратиться с любой просьбой, и он делал все возможное, чтобы помочь.

Краткая научная программа Лесной школы

(обобщенная программа по 2008-2011 годам)

Цель: изучение биоразнообразия природного комплекса национального парка «Хвалынский» Саратовской области.

Задачи: 

  • мониторинг экологических условий обитания растений и животных; 
  • освоение методик полевых исследований; 
  • использование результатов собственных исследований для докладов на конференциях различного уровня (от Лесной школы до всероссийских и международных); 
  • посещение краеведческого музея и Информационного центра национального парка.

Ботаника

Оценка экологического состояния растений данной местности (выборочно, по отдельным биотопам).

Работа с печатными и электронными определителями.

Сбор растений, сушка, определение видов, изготовление гербариев.

Сбор тематических гербариев: Растения подлеска. Растения околоводные и водные. Деревья. Кустарники. Травянистые растения, цветущие в данный период (или любые другие, кроме растений Красной книги, по желанию отдельных команд-участников для нужд школ).

Зачет по коллекции живых растений, гербарию, экскурсии по участку экотропы (форму зачета выбирает преподаватель).

Преподаватели: Худякова Лариса Павловна, методист Областного детского экологического центра. Серова Людмила Александровна, начальник научного отдела НП «Хвалынский», автор книги «Растения национального парка «Хвалынский».

Гидробиология

Изучение водных беспозвоночных различных экосистем: лесных прудов, лесных ручьев и родников. Краткий обзор водных и околоводных позвоночных.

Сбор материала, фиксация, определение видового состава, оформление альбома с рисунками, сравнение фауны исследуемых водоёмов.

Работа с лупой, бинокуляром, электронными и печатными определителями. Использование микроскопа со встроенной цифровой камерой для рассмотрения объектов на экране ноутбука.

Преподаватель: Сосновская Регина Леонидовна (учитель высшей категории).

Энтомология

Знакомство с представителями основных отрядов насекомых.

Сбор насекомых, определение видов, оформление коллекции (если нужно для школы).

Работа с электронными и печатными определителями.

Сбор материала для докладов (по желанию команд).

Преподаватели: учителя биологии – руководители команд.

Орнитология

Изучение птиц методом наблюдения, знакомство с голосами птиц. Составление списка видов.

Работа с электронным Атласом, презентациями, электронными пособиями с голосами птиц, печатными определителями и натуральными объектами. Лекции и практические занятия. Зачет.

Преподаватель: Мельников Евгений Юрьевич (аспирант биофака СГУ, старший научный сотрудник Отдела природы Саратовского областного музея краеведения).

Зоология позвоночных

Млекопитающие. Амфибии и рептилии. Составление списка видов.

Работа с электронным Атласом, печатными определителями и натуральными объектами. Лекции и практические занятия. Отлов некоторых представителей фауны или знакомство со следами их жизнедеятельности.

Преподаватели: Сонин Константин Александрович, канд. биол.наук, преподаватель биофака СГУ (териология – наука о млеопитающих).

Кайбелева Эльмира Исмаиловна, преподаватель биофака СГУ (герпетология – наука о пресмыкающихся и батрахология – наука о земноводных).

Ландшафтоведение и палеонтология

Знакомство с географическими и геологическими особенностями окрестностей, основными горными породами и ископаемыми животными.

Преподаватели: Башкатов Александр Николаевич (СГУ, кандидат географических наук) Шешнев Александр Сергеевич, студент 5 курса географического факультета СГУ (ныне аспирант СГТУ).

Ориентирование и основы туристской техники

Занятия включают знакомство с картой и способами ориентирования на местности; приемами и способами преодоления сложных участков рельефа с применением веревки и без нее.

Преподаватели: Софинский Борис Андреевич (инструктор по туризму, педагог дополнительного образования), Златорунская Наталья Витальевна (турист с многолетним стажем). Аюпова Татьяна Алексеевна, мастер спорта по спортивному ориентированию, педагог дополнительного образования эколого-туристского клуба «Волна» Ленинского района г. Саратова.

Школа Айболита

Занятия по оказанию первой медицинской помощи в полевых условиях. Зачет.

Преподаватель: Калюта Татьяна Юрьевна (врач высшей категории, кандидат медицинских наук).

Распорядок дня в Лесной школе

7.30 – подъем дежурных 

8.00 – общий подъем 

8.30-9.00 – завтрак 

9.10 – планерка 

9.30 – экскурсии 

13.30 – обед 

14.00-15.00 – отдых 

15.00- 16.30 – лабораторные занятия 

16.30-19.00 – спортивно-туристические мероприятия 

19.00 – ужин 

19.30-22.00 – вечерние мероприятия (концерты, костер и т.д.) 

22.30 – отбой 

23.00 – окончательный отбой.

Правила поведения в Лесной школе

I. Противопожарная безопасность

  • Очень осторожно пользоваться костром для просушки вещей.

Строго запрещено:

  • Самостоятельно разводить костер, как на территории лагеря, так и в лесу.
  • Зажигать свечи, спички и антикомариные спирали в палатке!
  • Бросать в общий костёр пластик и сильно воспламеняющиеся предметы и жидкости.
  • Курить.

II. В лагере

  • Никуда не отлучаться без ведома руководителя группы (или любого взрослого).
  • Нигде не бросать мусор! Сортировать его по видам.
  • Поддерживать порядок около своих палаток и внутри них.
  • Строго соблюдать режим, особенно отбой.
  • Пить только родниковую воду (в специальной отведенной для неё ёмкости), не зачерпывать её своей кружкой, а наливать через край.
  • Общественное снаряжение и научное оборудование брать только с разрешения руководителей.
  • О любых недомоганиях обязательно сообщать руководителю (лекарства самостоятельно не принимать, за исключением тех, которые вы принимаете часто и хорошо знаете).
  • Если вы знаете, на что у вас аллергия, обязательно скажите об этом руководителю.
  • Не есть свои продукты в течение часа до общего кормления.
  • Не принимать участия в общелагерных мероприятиях и экскурсиях разрешается только больным.
  • Не приходить к месту раздачи еды до того, как вас позовут, но и не опаздывать.
  • Мыть личную посуду сразу после еды.

III. Дежурство

  • Дежурные поступают в полное подчинение повару. Дежурные обязаны:
  • Обеспечить воду, дрова.
  • Почистить (порезать) нужные продукты.
  • После еды вымыть общественную посуду
  • К костру подходить только под присмотром повара.
  • Сбор дров в лесу проводить только под присмотром кого-то из руководителей.
  • При заготовке дров пользоваться пилой, а не топором.

Что нужно взять с собой

Личное снаряжение: 

Куртка теплая, ветровка 

Штаны, непрокусываемые комарами. 

Джемпер 

Дождевик, накидка от дождя (без этого участники не допускаются до всех экскурсий!) 

Головной убор от солнца 

Купальник (плавки) 

Обувь: кроссовки, сланцы (тапочки). Сапоги резиновые! Купить или взять в прокат у знакомых. 

Туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка и паста, полотенце, тряпка для ног. 

Посуда: кружка, миска, ложка большая (маленькая ложка и вилка по желанию). 

Нож перочинный. 

Фонарик ручной и палаточный (1 на палатку) 

Средство от комаров 

Маленький рюкзачок для экскурсий и маленькая бутылка для воды. 

Канцелярские принадлежности: ручки, карандаш простой, альбом для рисования (тонкий), блокнот (с жесткой обложкой). Фломастеры, маркеры, карандаши цветные – один комплект на 2-3 чел. 

Постельные принадлежности: коврик туристический, спальный мешок и одеяло или: 2 одеяла, простынь, пододеяльник (если подушка, то очень маленькая), все завернуть в покрывало, хорошо (!) завязать или уложить в большую сумку. Надувные матрасы брать только по договоренности с компаньонами по палатке.

Продукты 

В Лесной школе централизованное, 3-х разовое питание. 

Чай, кофе в пакетиках, печенье, конфеты, сухари (всё непортящееся) – по желанию. Много не набирать! 

Чипсы, сникерсы, кока-колу не брать! Шоколад на жаре в палатке растает. 

На каждого члена команды – одна пустая 5-литровая пластиковая бутылка (для родниковой воды). Обязательно!

Справки 

Копия медицинского страхового полиса! 

Медицинская справка с разрешением участия в полевой школе и сведениями о прививке против столбняка!

Мини-конференция

Каждая команда обязательно выбирает тему небольшого проекта, который будет реализован в рамках Летней школы под руководством учителя и научного руководителя из преподавателей Школы. В конце смены предполагается проведение мини-конференции с защитой проектов.

У всех участников есть уникальная возможность собрать полевой материал для дальнейшей работы в школе (для изготовления методических пособий) и участия в научно-практических конференциях школьников различного уровня.

Спортивно-оздоровительная программа

Почти все свободное время ребята используют для подвижных игр на воздухе: волейбол, футбол, другие игры с мячом, бадминтон.

Более-менее регулярно проводится утренняя зарядка (к сожалению не всегда, это не стало еще прочной традицией).

Под руководством учителей или преподавателей группы энтузиастов ходят иногда на ближний (около лагеря «Сосновый бор») или дальний пруд (около санатория «Черемшаны-1») купаться. Каждый раз удается соорудить полевой душ в каком-либо виде. Но мыться в нем достаточно проблематично: надо нагреть воду на костре, разбавить холодной водой, принести в душ и там поливать себя из миски. Мечта всех участников Школ – хороший душ. Два раза удавалось договориться насчет душа с лагерем «Сосновый бор», где в одно время с нами отдыхают, обычно, ребята из Детского дома №3 г. Хвалынска.

Многокилометровые экскурсии каждый день по лесам, по полям, безусловно, тоже можно отнести к оздоровительной программе.

Подведение итогов

В конце смены на итоговом сборе каждый участник получает Сертификат участи, где отмечены результаты зачетов, активного участия в общественной и спортивной жизни Лесной школы, в самодеятельности, оценка за дежурство и штрафные баллы (если они были). Наиболее активные участники и первые по рейтингу в каждой учебной дисциплине награждаются дипломами и памятными призами Союза юных экологов. Учителя – руководители команд награждаются благодарственными письмами за подписью министра области – председателя Комитета по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области.

Цитаты из детских отзывов

Участники поделились своими впечатлениями о Лесной школе, некоторые опубликовали заметки в местных СМИ, кто-то сочинил стихи.

Лесная Школа – это отличное место для изучения ботаники, гидробиологии, зоологии и многих интересных вещей. В то же время это прекрасный отдых. В занимательных походах мы научились распознавать различные виды растений, гидробионтов и древних ископаемых, а также понимать, ценить и любить друг друга. Экстремальные походные условия сделали нас еще ближе, а понимающие учителя стали нам друзьями и научили многому, что очень пригодится в жизни. Хочется сказать огромное спасибо организаторам Лесной школы. 

Тахтамыш Ольга 

Саратов, МОУ «Восточно-европейский лицей» 10 «Ф» класс

В этой школе я узнала, на что я способна. Мне здесь очень понравилось. Хотелось бы ещё раз побывать здесь. 

Сафронова Наталья 

Базарный Карабулак

В Лесной школе меня научили ценить природу, распознавать растения, обитателей лесов и водоемов. Я увидела красивые уголки родного края, познакомилась с новыми людьми. 

Пронина Анна 

Саратов МОУ ВЕЛ 11 «И-1» класс

Мне здесь очень понравилось. Я узнал много интересного о природе этих мест. Мы каждый день ходили в походы, они были изнурительными, но стоили того, чтобы в них ходить. Жизнь в лагере была тяжелая, но очень весёлая и познавательная. Самое главное я понял, что природа – это самый дорогой дар, данный человечеству! 

Олейник Илья 

г. Маркс

Записки у соснового бора

Хренов видный был купец 

И в Москве имел дворец, 

Но в лесах Хвалынска 

Он имел заимку. 

Чистый воздух, родники 

В лесах туманные столбы – 

Место чудное не спорь, 

Как рукой снимает хворь. 

Люди любят отдыхать, 

И Хвалынск им здесь под стать: 

Всех радушно принимает 

И на базах размещает. 

Бор сосновый вдоль горы 

Спрятал домики внутри. 

Сорок юных краеведов 

Поселились здесь с обеда. 

Каждый день подъём и в путь, 

Ни минуты отдохнуть. 

То ботаник, то геолог 

Грузят юные умы. 

Лезем в горы два часа, 

Отдышались не спеша. 

Впереди карьер с песком 

Белемнитов наберём. 

Экошкола – просто диво! 

И в ущелье так красиво! 

Мы надолго всё запомним 

И вернёмся сюда снова. 

А Сосновскую, друзья, 

Заменить никем нельзя: 

И готовит, и поёт, 

И на пруд в поход ведет. 

Четверть века она в школе, 

А никто ведь не неволит. 

Платят мало – не беда, 

Её не тянет на юга, 

Есть палатка, лодка, речка 

И родные человечки. 

Они помогут и поймут, 

Летом вместе поплывут. 

По Иргизу и Хопру 

И в пещеру забредут. 

Краеведов обучает, 

Педагогов наставляет. 

Пишет книги, методички, 

Диски, интернет-странички. 

Преклоняюсь перед ней, 

Однокурсницей своей! 

Любовь Александровна Муравьева, 

завуч СОШ с. Быков Отрог 

Балаковского района

Лесная школа-2009

Лесная школа (20-28 июня) проходила в рамках проекта «В гармонии с природой», ставшего победителем III регионального конкурса социальных проектов благотворительного фонда «Радуга» нефтяной компании ТНК-ВР в 2008 году. Неоценимую помощь в проведении Школы оказал и областной Комитет по охране окружающей среды. Организаторами стали члены правления общественной организации Союз юных экологов, а руководителем – Сосновская Регина Леонидовна (учитель биологии Физико-технического лицея № 1 г. Саратова).

Всего участвовало 17 команд (9 из городских школ и 8 из районов области). Участники (100 человек) разместились в 4 домиках и 34 палатках! Еду готовили на костре, построили полевой душ. Все ребята очень активно участвовали в мероприятиях Школы, а их было немало за 9 дней.

Программа включала традиционные занятия по ботанике, орнитологии, гидробиологии, ориентированию, туристской технике и ландшафтоведению. Экскурсии и занятия проводили знающие специалисты, преподаватели СГУ и др. По окончании занятий все сдавали зачеты, получали баллы по разным номинациям в свои зачетные книжки. Самыми трудными были занятия по ботанике, самыми дальними – по географии, самыми ранними (вставали в 5 утра) – по орнитологии, самыми мокрыми – по гидробиологии и т.д.

Все стали участниками научной мини-конференции по проектам, выполненным в полевых условиях. За короткое время каждой команде удалось собрать материал и сделать интересные доклады (некоторые с иллюстрациями) на разнообразные темы. Всем было интересно послушать «коллег».

Еще перед отъездом в хвалынскую Лесную школу в ФТЛ прошла акция помощи Хвалынскому детскому дому № 3. Было собрано много вещей, учебников, книг, игрушек. К ФТЛ присоединились другие команды-участники Лесной школы. А заключительным этапом этой акции стал концерт художественной самодеятельности, который участники Школы приготовили и провели для воспитанников Детского дома, отдыхающих в это время в соседнем лагере «Сосновый бор».

В последний вечер на большой поляне состоялся концерт художественной самодеятельности, где прозвучали стихи (экологические и не очень, известных поэтов и авторские), песни, танцы, сценки, спектакль, игра на флейте и боевые искусства, были вручены зачетные книжки, сувениры и призы.

Хвалынская Лесная школа прошла очень успешно, мы надеемся, что, не смотря на все трудности (финансовые и организационные), такая же Школа состоится следующим летом.

Руководители Лесной школы Сосновская Регина Леонидовна Софинский Борис Андреевич

Лесная школа-2010

В этом году участников Лесной школы было 65. Приехали команды из Балашова (в том числе ребята из Детского дома), Маркса, участвовали хвалынские школьники (посещали занятия без ночевки). Состав команд г. Саратова: Физико-технический лицей №1, Лицей №3, Лицей №4, Гимназия №1, СОШ №103, №7, №76. Занятия в целом проводились по традиционной программе, только в этом году добавились медико-физиологические исследования под руководством кандидата медицинских наук Татьяны Юрьевны Калюты (см. Приложение). Она же проводила очень интересные и полезные занятия по оказанию первой медицинской помощи. Ребята осваивали знания по новой дисциплине теоретически, практически и сдавали зачет.

Еще одно нововведение – забавная утренняя гимнастика (проводили вожатая Мария Герасимова и чемпион России по ушу Дмитрий Белопахов из Лицея №4 г. Саратова). Также успешным был первый опыт проведения психологических тренингов для желающих (М. Герасимова).

Неугомонные лицеисты (об участии команды Физико-технического лицея №1 г. Саратова)

Лицеисты ФТЛ №1 всегда отличаются тем, что принимают участие в самых разнообразных интересных делах. На этот раз команда из четырех человек под руководством учителя биологии Регины Леонидовны Сосновской совершила своеобразный подвиг: ребята жили и изучали природу в палаточном лагере в национальном парке «Хвалынский» в течение 9 дней. Подвиг, потому что надо было действительно учиться и сдавать зачеты, потому что много километров каждый день, ранние экскурсии (в 5 утра) для наблюдения за птицами и в последние дни жара под 40!

Ребята знакомились с растениями, водными обитателями, ландшафтом и ископаемыми, правилами оказания первой помощи, ориентированием на местности и туристической техникой. Выступали на самодеятельных концертах у костра, приобрели новых друзей. Собрали полевой материал по двум темам: «Насекомоядное водное растение пузырчатка» и «Методика определения загрязненности воздуха с помощью лишайников».

Кроме ФТЛ в «Лесной школе» были еще ребята из Балашова, Маркса, Хвалынска и семи школ г. Саратова. Было очень весело и интересно.

Мария Герасимова, выпускница Физико-технического лицея №1, вожатая Лесной школы

Лесная школа-2011

В четвертый раз «Союз юных экологов» организовал и провел областную летнюю экологическую Лесную школу в национальном парке «Хвалынский». Занятия в Лесной школе проходили с 18 по 26 июня 2011. Принимали участие команды школьников и учителей из п. Расково, г. Маркса, с.Даниловки Аткарского района и шести школ г. Саратова (всего вместе с преподавателями 50 человек). Все участники мужественно преодолевали тяготы походной жизни и трудности учебы в полевых условиях.

Занятия по ботанике традиционно вела преподаватель Лариса Павловна Худякова, методист ОДЭЦ. По орнитологии – Евгений Юрьевич Мельников, аспирант СГУ, научный сотрудник Краеведческого музея. По гидробиологии – Регина Леонидовна Сосновская, учитель биологии. По ландшафтоведению – Александр Николаевич Башкатов, кандидат географических наук. По туристской технике – Борис Андреевич Софинский, педагог дополнительного образования, опытный турист-водник. По первой медицинской помощи – Татьяна Юрьевна Калюта, кандидат медицинских наук. Впервые в учебной программе Лесной школы состоялись занятия по герпетологии (Эльмира Исмаиловна Кайбелева, сотрудник СГУ), по териологии (Константин Александрович Сонин, кандидат биологических наук), фотографированию (Игорь Владимирович Соболькин, фотограф-любитель). Бессменным поваром опять была Любовь Александровна Муравьева, завуч школы с. Быков Отрог Балаковского района.

Каждый день надо было проходить много километров на экскурсиях, записывать в полевой дневник нужные сведения, фотографировать, внимательно наблюдать и изучать удивительную хвалынскую природу со всеми ее обитателями и замечательной растительностью.

Учебная программа заканчивалась сдачей зачетов по всем дисциплинам и мини-конференцией, где каждая команда представляла свой проект исследовательской работы, материал для которой был собран за 9 дней Лесной школы. Тематика работ была очень разнообразной: о насекомых, птицах, оползнях, растениях национального парка и даже медицинские исследования.

Впервые в истории наших летних школ палаточный лагерь раскинулся в уникальном месте – около родника Святого, в самом центре национального парка. Приготовление пищи в полевых условиях, песни у костра, концерты самодеятельности – все это придавало романтичность и неповторимость пребыванию в Лесной школе. Ребята приобрели новых друзей и незабываемые впечатления. А преподаватели получили удовольствие от общения со своими коллегами, заинтересованными детьми и от пребывания на хвалынской земле.

Р.Л. Сосновская, руководитель Лесной школы

Лесная школа-2012

Воспитываем природой

Природа – мощный воспитательный фактор, надо только правильно ее использовать в этом направлении. Чем больше дети будут находиться в природных условиях, да еще и под присмотром опытных наставников, тем больше будет для них пользы.

Организаторы областной Летней экологической школы в национальном парке «Хвалынский» ставят своей основной целью приобщить детей к природе, показать ее красоту, величие, но в тоже время и незащищенность от действий человека. Одна из задач – просветительская: получение знаний о животных и растениях, рельефе и воде, об отдельных компонентах природы и их взаимодействии.

В «Лесной школе» подобрался мощный преподавательский коллектив. Это профессионалы с многолетним стажем работы, люди увлеченные, любящие детей и, буквально, боготворящие природу. Каждый готов бесконечно делиться знаниями в своей области, дети это видят и впитывают все «как губка».

Богатейший растительный мир национального парка «Хвалынский» участники Школы изучают под руководством Л.П. Худяковой, опытнейшего ботаника, известного краеведа, методиста ОДЭЦ. Лариса Павловна показывает детям пример беззаветной любви и почитания Природы, но, одновременно, и научного подхода к ее изучению.

Азы сложной науки гидробиологии преподает в «Лесной школе» Р.Л. Сосновская. По специальной методике ведется отлов мелких водных организмов в прудах и ручьях, их лабораторное определение. Богатый птичий мир парка несколько лет ребята изучали под руководством увлеченного и знающего свой предмет аспиранта СГУ, старшего научного сотрудника Краеведческого музея Евгения Мельникова, в 2012 году его заменила Т.В. Перевозникова, преподаватель биофака СГУ. Ориентироваться, вязать узлы, передвигаться по пересеченной местности учат детей Б.А. Софинский и Т.А. Аюпова, оба кандидаты в мастера спорта (по водному туризму и спортивному ориентированию).

Во главе с А.Н. Башкатовым (канд. геогр. наук, преподаватель СГУ) ребята преодолевают много километров на дальних пеших экскурсиях по национальному парку, учатся рисовать план местности, пытаются разобраться в сложных геологических процессах, результат которых видят на поверхности земли.

Второй год в программе Школы наука герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных). Преподаватель биофака СГУ Э.И. Кайбелева не только теоретически рассказывает об этих животных, а что самое ценное, показывает живые объекты. Неядовитых дети могут подержать в руках, рассмотреть, сфотографировать и изучить в подробностях. Участники Лесной школы-2012 стали свидетелями небольших научных открытий и наблюдали метаморфоз чесночницы и тритона. О млекопитающих (в частности о грызунах национального парка) рассказывал доцент биофака СГУ, канд. биол. наук К.А. Сонин. Аспирантки биофака СГУ Е.В. Семенушкина и Л.И. Кайбелева познакомили ребят с некоторыми представителями богатейшей энтомофауны парка.

Все пять лет активно участвует в Школе Л.А. Муравьева, заместитель директора «СОШ с. Быков Отрог» Балаковского района, учитель биологии, ответственная за правильное и своевременное питание всех участников Школы. Помогали по хозяйству и на занятиях волонтеры-студенты агрономического факультета СГАУ. В организации культурно-массовых мероприятий и мини-конференции неоценимую помощь оказала студентка 4 курса соцфака СГУ Мария Герасимова. Всю разнообразную и насыщенную жизнь «Лесной школы» заснял И.Н. Соболькин, опытный фотограф, а Н.В. Златорунская проделала гигантскую работу по сбору видеоматериалов для будущего фильма.

Безусловно, огромный вклад в работу школы вносят учителя биологи, педагоги дополнительного образования, которые привозят своих учеников и «денно и нощно» о них заботятся, учат и воспитывают. Неоднократные участники Летних школ: Г.Ф. Игошина (Лицей №4, Саратов), Л.В. Ким (п. Расково), М.Н. Семенова (Лицей №3, Саратов), Т.Н. Фартукова (СОШ №103, Саратов), Е.Н. Лавренюк (СЮН, Балашов). Спасибо им!

Впервые в программе «Лесной школы-2012» было в полной мере представлено художественно-эстетическое направление. Под руководством С.В. Шестовой, старшего научного сотрудника центра музейной педагогики СГХМ им.А.Н. Радищева, почти все участники Школы, вдохновленные красотой хвалынской природы и своими успехами, нарисовали пейзажи и сделали аппликации. Результатом стала яркая живописная выставка прямо на строящемся рядом срубе.

Можно сказать, что благодаря всем этим людям в «Лесной школе» на удивительной Хвалынской земле витает особый «лесной дух» единения с Природой. Те дети, которые это увидели, поняли и прочувствовали, увезут незабываемые впечатления с собой, а, возможно, и пронесут их через всю свою жизнь.

Руководитель V областной Летней экологической школы «Лесная школа-2012» в национальном парке «Хвалынский» Регина Леонидовна Сосновская, учитель биологии Физико-технического лицея №1 г. Саратова

Лесная школа в Хвалынске 

Вырвались из каменного плена 

На хвалынской земле мы побыть. 

Вечно будем вспоминать это время, 

Природу беречь и ценить. 

Получили мы знаний немало: 

Как палатку поставить, в ней жить, 

За неделю привычным всем стало 

С книжкой, с ручкой в походы ходить. 

Мы узнали, как многое значит 

Для растений окрас лепестка, 

Почему в иной раз кто-то плачет, 

Как помочь излечиться от ран. 

Как сказать на английском «желудок», 

Как лягушек от жаб отличить, 

Сколько в области видов тритонов, 

Что в лесу можно есть или пить. 

И за птицами мы наблюдали, 

Перечислили, сколько смогли. 

На болоте разок побывали, 

Головастиков разных нашли. 

Проявили себя как спортсмены, 

Как актёры, художники и 

Вечерами все вместе мы пели, 

У костра просидев до зари. 

Вероника Богомазова, 9 класс, Физико-технический лицей №1 г. Саратова

Есть ли в свете краше чудо , 

Чем Хвалынская земля? 

И не важно: кто, откуда… 

Раз приехали сюда, 

То сожмётся тут же сердце 

От прекрасных видов гор. 

Этот край священный – дверца, 

В мир, где для чудес простор. 

Свежий воздух где же встретить? 

Где найти отраду глаз? 

Нужно в это место съездить 

Обязательно, хоть раз. 

Трав душистый запах сладкий 

Пробуждает по утрам. 

Только выйдешь из палатки, 

Не поверишь и глазам: 

Небо яркое, живое, 

Солнца струйки бьют в глаза. 

Пропадает всё дурное, 

Вот такие чудеса! 

Привязаться мы успели 

К этим склонам меловым. 

Уезжать бы не хотели – 

Всё нам стало здесь родным. 

И шалфей и подмаренник, 

Утром – песенка щегла, 

И картиной акварельной 

Каждая в лесу тропа. 

Каждый ужик и лягушка, 

Каждый листик и побег, 

Каждая в лесу опушка – 

Всё запомнится навек! 

Здесь друзей надёжных встретим, 

Станем всё мы поумней. 

Жаль, что все домой уедем 

Ровно через 10 дней.

Тимченко Елизавета, 8 класс МОУ «Лицей №4» г. Саратова

Лесная школа-2013

Успешно завершил свою работу VI экологический лагерь “Лесная школа-2013”, который был организован и проведен «Союзом юных экологов» на территории Учебной базы Саратовского госуниверситета в национальном парке «Хвалынский».

Как всегда, организация школы проходила с немалыми трудностями. Так транспортная проблема стала решаемой только при подключении вице-губернатора Д.В.Фадеева и министра лесного хозяйства области И.Н.Потапова. В итоге мы смогли доставить детей в лагерь на комфортабельном автобусе (шофер Никитин О.В.), все лагерное снаряжение загрузили в бортовой УАЗик из Базарно-Карабулакского лесхоза (директор Сулюкин М.С., шофер Зеленов Н.П.). Обратно в Саратов нас доставил тот же автобус, но оплаченный спонсором – компанией ООО «ТРЕК-96» (директор Хамизов М.И.), а с бортовым УАЗиком (шофер Егоров В.А.) помог директор НП Савинов В.А. Было еще сопровождение машины ДПС. Вот сколько людей и организаций помогали юным экологам и их наставникам!

Мы поставили свой палаточный лагерь на территории учебной базы СГУ: 28 палаток, три небольших домика, полевая кухня и душ – что еще нужно для походной жизни! А жизнь у нас действительно была походной -сразу после завтрака группы уходили в учебные походы, порой весьма неблизкие.

Руководила «Лесной школой» уже шестой год подряд Р.Л.Сосновская, преподавателями по учебным дисциплинам традиционно были Худякова Л.П. (ботаника), Кайбелева Э.И. (зоология позвоночных), Башкатов А.Н.(ландшафтоведение), Сосновская Р.Л. (гидробиология), Софинский Б.А. (туризм и ориентирование), первая медицинская помощь (Калюта Т.Ю.), орнитология (Мельников Е.Ю.). Второй год под руководством Шестовой С.В. ребята замечательно рисуют на пленере, а в этом году осваивали прикладное искусство. Успешно преподавались в этом году в этом году новые дисциплины: энтомология (Перевозникова Т.В.), полевая химия и природоведение на английском (Новикова Е.А.).

Участникам школы стали около 45 школьников из области и Саратова. Были команды, которые уже неоднократно приезжали в «Лесную школу»: Физико-технический лицей №1 г. Саратова, Лицей №3 г. Саратова, Расково, СОШ №9, но приехали и новички: команды из г. Красноармейска, ст.Тарханы, Балаково, Энгельса, Медико-биологический лицей г. Саратова и др.

И, конечно же, были спортивные игры, экологические акции по обустройству родников и очистке пруда, изготовление птичьих домиков в подарок Парку, песни у костра и интеллектуальные состязания.

Директор НП В.А.Савинов приезжал в «Лесную школу» в гости и лично рассказывал ребятам о парке, а также выделил автобус для посещения уникального Хвалынского краеведческого музея и вольерного хозяйства.

Под руководством знаменитого знатока хвалынских родников Лаврова В.Е. ребята расчистили один из близлежащих лесных родничков, который, получив свободу, весело побежал по склону оврага.

Очень интересным явлением в жизни лагеря был приезд автора фильмов о саратовских животных Кишеневской О., представителя частной кинокомпании F(x). Были показаны фото и фильмы о дрофе и других птицах, о копытных нашей области.

Занимаясь на природных объектах, ребята “вживую” знакомились с разнообразными природными объектами, проводили научные исследования, знакомились с азами экологического туризма. Итогом работы стали зачеты по всем дисциплинам и научно-практическая конференция под открытым небом, но с применением современных информационных технологий (были ноутбук и экран с проектором). В кратких докладах ребята изложили результаты своих исследований и наблюдений. При дальнейшей доработке эти материалы будут выставлены на конференциях областного и российского уровня.

Завершилась работа «Лесной школы» вручением дипломов за успешное освоение учебных дисциплин в полевых условиях и памятных призов. А в последний вечер был проведен ставший уже традиционным песенно-театральный “Праздник Берендея”!

В дальнейших планах СОЮЗА – проведение “Речных школ” по рекам области и подготовка к тоже ставшему уже традиционным осеннему фестивалю “Экологических инициатив”, который пройдет в ноябре месяце.

Председатель правления 

Софинский Б.А.

Фотоотчет с Лесной школы – 2013

Материал о «Лесной школе-2013» размещен также в новостных лентах следующих сайтов: 

Саратовского госуниверситета; 

Министерства лесного хозяйства области; 

администрации Хвалынского муниципального района; 

национального парка «Хвалынский»; 

Физико-технического лицея №1 г. Саратова

Летние школы в Лесной Неёловке (2008-2011)

Лесная Неёловка оправдывает свое название, она расположилась среди живописных, поросших смешанным лесом холмов в нескольких километрах от Базарного Карабулака. На горке небольшая церквушка, новая, нарядная. По вечерам в ее окнах разливается удивительный свет от закатного солнца.

Юные биологи попадают в лесное царство со всеми его обитателями и богатейшей растительностью. Здесь можно увидеть сосну в три обхвата и лесные орхидеи, кабанов и бобров, норы лис и барсуков, услышать пение птиц и журчание ручья.

Палаточный городок с его обитателями-участниками Лесных школ с 2008 по 2011 появлялся на поляне в окрестностях села три раза. Всего было 64 участника плюс преподаватели. Большая часть участников – ученики Физико-технического лицея №1 г. Саратова, один раз были ребята из школ Базарно-Карабулакского района (из сел Большая Чечуйка, Казанла, Максимовка), СОШ №75 г. Саратова.

Продолжительность смен 4-5 дней. Каждый день тематические экскурсии: по ботанике, ландшафтоведению и гидробиологии. Ребята исследовали местные достопримечательности: поселение бобров на лесном ручье, лисьи и барсучьи норы, следы кабанов, безногую ящерицу веретеницу, сосну, выросшая другой на сосне, орхидеи из Красной книги – любку двулистную и пыльцеголовник узколистный, Красные пески, лесные пожарища, обитателей пруда.

В лагере ребята играют в спортивные игры, общаются и не забывают про дела: девочки помогают готовить еду на костре, а мальчишки носят воду и заготавливают дрова.

Одна из самых интересных и необычных экскурсий в нееловской школе – это экскурсия в Музей Африки. Этот музей располагается в деревенском доме на краю села, в котором живет бывший директор Физико-технического лицея №1 г. Саратова Евгений Борисович Квашнин со своей женой Натальей Александровной, тоже всю жизнь проработавшей в школе. Часть жизни Евгений Борисович провел в Африке, работал там инспектором ЮНЕСКО, и они привезли богатейшую коллекцию раковин моллюсков Индийского океана и множество интересных «африканских штучек». Все это хозяева музея с удовольствием показывают ребятам. А также снабжают «лесных жителей» чудесной водой и электричеством.

5 июня 2011, Всемирный день окружающей среды (World Environment Day), был отмечен (кроме песенного концерта) конкретными полезными делами: участники школы убрали участок леса (на месте полевого лагеря и вокруг) и написали послание будущим группам юных экологов, которые, возможно, приедут на это место в следующем году. Послание было закопано под большой старой сосной в центре лагеря.

Также провели операцию по спасению сломанной сосны (на нее наехал колесом грузовик). На месте перелома была наложена шина. Деревья, как правило, очень живучие. Будем надеяться, что это деревце с нашей помощью выживет и вырастет высоким, стройным и красивым, как другие вековые сосны в окрестностях Лесной Неёловки.

P.S. В следующем году, побывав в Неёловке, мы с радостью увидели, что ствол сосенки сросся, и она продолжает расти.