Hits: 11
На правом высоком обрывистом берегу реки Хопер расположилось небольшое деревня Никольевка. Прекрасный бор с корабельными соснами и красивый подковообразный поворот реки – хороший ориентир по пути следования нашего байдарочного похода.
Перпендикулярно берегу вытянулась единственная улица села, на которой находятся два десятка домов. Никольевка, по нынешним временам, скорее скромный дачный поселок, но известность этого места широко распространилась за пределы Балашовского района.
В одном из деревянных срубов находится этнографический музей, организованный Людмила Павловна Васильченко. Туда лежал наш путь.
Хозяйка музея «Никольевское городище» приветливо встретила нас около дома. Она была одета в русскую женскую рубаху, украшенную традиционным геометрическим орнаментом-вышивкой: по краю рукавов, платья и вокруг шеи. Это произвело неизгладимое впечатление, не только на взрослых, но и на наших «городских» ребят: было ощущение, что настоящая былинная красавица вышла нам навстречу. После приветствия и знакомства с «байдарочной» компанией, Людмила Павловна рассказала нам об архитектуре русской избы: как изба строилась, как собирались бревна в сруб без единого гвоздя. Ребята вспомнили, а кто-то и впервые услышал, что на Руси были разные способы сборок срубов: « в лапу» и «в обло». Нам было интересно узнать о таких архитектурных элементах избы, как конек, причелины, полотенце, волюты, об их назначении и символике в жизни славян. Новизна впечатлений усиливалась от того, что знакомство с новой информацией происходило наглядно: мы стояли у настоящей русской избы и разговаривали с настоящей жительницей тех далеких времен, а главное мы эмоционально были вовлечены в это интересное и познавательное действие и осознавали себя не экскурсантами, а действующими героями русской летописной истории.
Зайдя во двор, мы увидели большое количество домашней утвари, которая сопровождала в далеком и недавнем прошлом крестьянский быт: орудия труда для сбора урожая; вилы, лопаты, деревянные короба, деревянные, глиняные и плетенные из лыка емкости, прялки, а также колеса от телег, которые висели на стене избы, либо стояли во внутреннем дворе. На плетне висели засущеные букеты цветов, как лекарственных, так и просто красивых полевых, которые имели в недавнем прошлом ритуальное значение. В старых глиняных крынках разместились живые букеты цветов, что создавало атмосферу уюта и порождало желание побыть здесь, посидеть за столом с самоваром и чашкой чая. Не верилось, что это музейное пространство, так как каждая вещь притягивала к себе, и было желание прикоснуться к ней и почувствовать ее тепло. Удивительно, что ребят из Физико-технического лицея привлекли деревянные счеты, ведь сегодняшнее поколение учеников 8-10 классов, этот предмет совсем не знают, и им не удалось его освоить в младшей школе. Мальчишки почтительно назвали счеты – прадедушкой компьютера. Что ж это было приятно взрослым, сопровождающим детей, так как счеты для них – непременный атрибут первоклашек в их школьные годы. Вот и состоялась взаимосвязь поколений благодаря этому бесхитростному предмету.
А вот внутри избы развернулось самое интересное и необычное действие: ребят пригласила в самую главную комнату – в красный угол, под иконы. И здесь наша очаровательная ведущая поведала о традициях русского народа: о том, по каким заветам и правилам жили русские люди, во что верили, чего сторонилась, какие праздники справляли, как одевались, во что играли дети, какие обереги делали, из какой посуды ели и что ели, и о многом другом. Многие обычаи, о которых мы не задумываемся, корнями уходят в далекое прошлое, а мы продолжаем их сохранять. Рассказ Васильченко Л.П. заставил нас задуматься о наших корнях, нашей самобытности, о нашей сопричастности к великому русскому народу, который включает в себя не только русских по национальности, но и чувашей, татар, мордву, украинцев и др. Одним из ярких моментов нашего знакомство с этнографическим музеем, был рассказ об одежде русичей, как женской, так и мужской, о символике цвета в одежде, о вышивке, которой украшалась одежда, тем более что множество ее образцов хозяйка предлагала примерить на себя.
Нам предложили встать в хоровод и поиграть в одну из многочисленных игр, которую сопровождает и определяет действие песня. Фотографии ребят в казачьей одежде, в старинных головных уборах ярко свидетельствуют о том, что не потерян и востребован интерес подрастающего поколения к традиционной славянской и русской культуре.
участник экспедиции,
старший научный сотрудник
Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева
(Центр музейной педагогики)
Светлана Викторовна Шестова