Hits: 152
Памятник природы областного значения.
Принят к охране в 1990 г.
Расположен в кв. 66 Первомайского лесничества Вольского лесхоза.
Площадь: 98,5 га.
Мы неоднократно слышали о, так называемых, «самородных ямах». Рассказывали, что есть где-то в глухих тепловских лесах огромные ямы, в которых то ли прятались разбойники, то ли хранились клады, а может быть, до сих пор в их глубине лежат обломки гигантских пришельцев из космоса – метеоритов.
В старых, некогда ухоженных, а теперь изувеченных многочисленными вырубками лесах Первомайского лесничества затерялся небольшой овраг, выходящий широкой долиной на тепловские поля западнее самого села. Если идти вверх по левому склону этого оврага, заросшему дубовым лесом с липой и кленом остролистным, массивами осины и березы, кое-где пересеченному кабаньими тропами, то выйдешь к месту, где лес как бы расступается, образуя округлую поляну. Но это не поляна. Это обширная воронкообразная впадина глубиной метров двадцати пяти и шириной не менее пятидесяти. Внутренние склоны этой гигантской воронки настолько круты, что спуститься вниз достаточно трудно. Склоны поросли деревьями, кустами бересклета и клена татарского. Возраст их, судя по размерам, значительный. Прежде, чем подойти к этой воронке, пришлось изрядно поплутать по лесным зарослям, склонам и вырубкам. Но когда оказались у цели – дух захватило от увиденного!
Спускаемся по осыпным каменистым склонам. Внизу прохладно и сыро. Весной здесь долго, почти до июня лежит снег и сохраняется влага, а летом – еще одно чудо: прямо на дне впадины, среди кустов жостера и подроста осины, куртины, высотой до полуметра, редкого в наших местах папоротника щитовника мужского. Этот своеобразный «хранитель» древних ям здесь не один – рядом тонкие веточки с трехдольными резными листиками еще более редкого папоротничка-голокучника Линнея. Зрелище почти фантастическое!
Но если бы эта яма была одна! Рядом, метрах в сорока от большой, такая же воронка, только значительно меньше, глубиной метров десять и диаметром около двадцати. А поодаль, метрах в трехстах к северу, еще одна, чуть покрупнее второй – диаметром более тридцати метров. И эти воронки поросли старым лесом. Есть и еще одна, затерявшаяся между лесными оврагами у Сорочьего дола.
И все эти углубления, независимо от рельефа, имеют правильную воронкообразную форму. Причем, наблюдается еще одна закономерность, характерная для всех этих образований: все вершины, вернее, глубины конусов несколько смещены к югу.
Может – метеориты? Нет, метеориты здесь ни при чем. Метеоритные кратеры всегда имеют валы и шлейфы грунтовых выбросов. Здесь этого нет. Кроме того, наблюдается с течением времени не затягивание воронки, а ее углубление. Кстати, здесь полностью отсутствуют какие-либо магнитные аномалии. Предположение геоморфологов, что это карстовое явление, маловероятно, поскольку меловые породы очень слабо подвержены карсту, а потому не могут образовать такие огромные пустоты. Поверхностный геологический осмотр показал, что осыпная часть склонов внутри воронок выполнена опокой, что соответствует коренным поверхностным отложениям этих мест. Ниже опок, чаще всего, идут отложения песков датских и верхнемаастрихтских горизонтов. Многовековые промывы грунтовыми водами этих рыхлых пород и привели к образованию крупных пустот, куда, как в громадных песочных часах, осыпался поверхностный грунт, вместе с ведущей горной породой и почвой, образовав такие воронкообразные впадины. И отклонение к югу воронок понятно. Именно в том направлении наблюдается общее понижение рельефа, и вероятный сток грунтовых вод. Так с течением времени образовались, оформились и поросли лесом загадочные «самородные» промывные ямы, создав такой особенный ландшафт.
Нечто подобное наблюдается в северной части Вольского района между селами Калмантай и Покурлей, на так называемом, «Провальном поле». Там также наблюдаются целые комплексы воронок и провалов промывного характера.