Союз юных экологов Саратовской области

Мухин дол

Hits: 30

Памятник природы областного значения.
Принят к охране в 1990 г.
Расположен в кв.  13, 14, 15   Куликовского лесничества Вольского лесхоза.
Площадь:   1256   га.

Как-то во время очередного учебного похода по маршруту Вольск – Хвалынск в мае 1978 года мы остановились на ночевку в удивительно красивом месте. С севера наступала всхолмленная гряда, сплошь покрытая лесом, где особенно выделялись темные сосновые массивы. А в южном направлении открывалась широкая равнина, скорее долина с овражистыми впадинами и волнами легких поднятий. Где-то далеко к юго-востоку синели «шлемы» Армейских гор, а на западе, куда уходило солнце, темнела полоса Куликовской гряды. Из небольшой горушки, обсаженной молодой сосной и кустами смородины золотистой, выбивал бойкий родник, и его ручей сбегал ниже по долу в маленький, обросший ивняками прудик. Неподалеку виднелись какие-то остатки строений старого кордона. Здесь когда-то жил лесник по фамилии Мухин. И ходили, и ездили сюда к Мухину, и дорога в Апалиху шла через  Мухин кордон, потому и получил впоследствии образованный здесь памятник природы название «Мухин дол». Наверно и прошли бы мы тогда мимо, а может быть и забыли бы про этот уголок, если бы не одно обстоятельство. При осмотре ближних меловых склонов этого дола было встречено незнакомое ранее растение. Обратили на себя внимание рассеянные по одному склону желтенькие цветочки: точь-в-точь, как у лютика на довольно высоких стебельках. Но у лютика лепестки блестящие – как бы покрытые лаком, а эти нежные и шелковистые. И листья перистые, дважды рассеченные на длинные тонкие дольки. Впоследствии оказалось, что это лапчатка волжская, и занесена она в самую первую Красную книгу СССР, так, «на всякий случай». Там написано было, что этот вид вероятно уже вымер, так как встречен он был только под Хвалынском в начале ХХ века, позже находки не подтвердились, и нигде он больше не встречался. Свой образец я показал тогда Л.П. Худяковой, после чего и появились публикации об этом редчайшем виде. Правда, есть мнение, что наша лапчатка является лишь поволжской формой лапчатки Эверсманна. Однако, тысячекилометровый разрыв ареала одного, весьма локального вида кажется маловероятным. Одно бесспорно, что этот вид в здешних условиях является эндемиком, причем реликтовым. И находка эта стала основной причиной выделения этого необычного дола в качестве памятника природы.

Но позже этот вид был найден еще где-то у Сосновой Мазы, а Хвалынский национальный парк сделал лапчатку волжскую своей эмблемой. Но все же впервые ее нашли здесь – в Мухином долу. Именно эта встреча-находка и определила судьбу столь замечательного урочища. За последние двадцать лет мало что изменилось в этих местах, только заросла дорога к бывшему кордону, да берега вокруг пруда сильно поросли всяческой травой, но появились столик и скамейки недалеко от родника. Посадки по косогору выше родника выросли, но луговины и здесь, и по близлежащим склонам сохранили свою первозданность и «субальпийский» характер. И что самое важное, полностью сохранился тот протяженный склон, где и растет наша особенная редкость. Но тем и замечательны наши заповедные участки, что в них собираются целые комплексы необычных объектов. Так, на том же меловом склоне, обращенном к западу, отмечены, кроме уже названной лапчатки, заросли пиона тонколистного, звездочки белой мелкой гвоздики жесткой, кустики остролодочника колосистого, поросли ириса низкого, а по весне здесь поднимаются и трепещут на ветру белые цветки ветреницы-анемона. Впервые встречена на этих склонах полынь шелковистая. Здесь же  выделена популяция редкого в районе гониолимона высокого с жесткими лопатчатыми прикорневыми листьями и изящной высокой стрелкой-метелкой треугольной формы с мелкими белыми цветочками в жестких колючих чашечках. Причем, острая вершинка метелки всегда направлена в одну сторону – по движению основных летних ветров.

Вершина склона переходит в остепненную луговину, а далее начинаются распаханные полевые участки уже Хвалынского района.

Оcобую часть урочища представляют склоновые и вершинные сосново-смешанные участки. Сосны здесь самого различного возраста: от вековых, стройных или с раскидистой вершиной, что более характерно для сосны меловой, до мелкого подроста – самосева. В подлеске обычные лесные кустарники: бересклет бородавчатый, вишня степная, шиповник майский. Травостой зависит от плотности древесных пород. По редколесью – обильная лесолуговая растительность, а в более тенистых местах – обычные мезофиты: ландыш, купена, осоки, подмаренник душистый и др. По открытым луговинам отмечена редкая по обилию популяция орхидеи кокушника длиннорогого со скипетровидным розовым соцветием.

Подобные отдаленные от населенных пунктов места являются хорошими резерватами для диких животных, особенно крупных. Здесь наблюдались кабаны, зайцы и лисы; судя по следам, обитают лоси. Самые обычные птицы – дятлы, а по осени сюда часто прилетают северные гости – кедровки. Пруд заселили лягушки, и по весне их несмолкаемый тысячеголосый хор слышно за километры, особенно по ночам.

Географические условия делают это урочище, доступное северо-восточным ветрам, более холодным, особенно в весенний и раннелетний период. Так в середине мая здесь довелось наблюдать при восходе солнца морозный туман, состоящий из мельчайших кристалликов льда. Сползая в долину, он серебрился и переливался разноцветными искрами и сплошными радужными пятнами, кольцами и полосами. Такое не часто увидишь!

Добавить комментарий