Hits: 96
Памятник природы областного значения.
Принят к охране в 1990 г.
Расположен в кв. 42, 51, 60 Первомайского лесничества Вольского лесхоза.
Площадь: 141,3 га.
Эта холмистая останцевая гряда непосредственно примыкает с севера к селу Тепловка и представляет собой ряд поднятий, разделенных довольно глубокими долами. Крутые склоны, составляющие физико-географическую основу этого памятника, отдаленно напоминают зеленую волну с белыми бурунчиками меловых обнажений по вершинкам. Все вершины этой гряды покрыты сплошным старым сосняком. Отдельные деревья имеют столь солидный возраст, что не возникает сомнения в древности всего этого растительного комплекса.
Сосна, как ведущая порода этих склоновых боров, относится к виду Pinus sylvestris L. – сосна лесная, однако эта форма – приверженец меловых почв, и потому часто в литературе называется сосной меловой. Такой вид как самостоятельный выделялся неоднократно (Калениченко, 1849; Фомин, 1938). И до сих пор нет четкого определения этой формы, которую сейчас многие специалисты склонны считать вариацией (разновидностью, а то и подвидом) сосны лесной. Но это наименование чаще относят к подобной форме сосны, встречающейся на мелах по Донцу Северскому, Поосколью, Нижнему Дону. Поволжская меловая сосна в литературе обычно не отмечается, но по морфологическим данным местные сосны Тепловского и других урочищ с меловой почвой Вольского района, как показали исследования (Брехов, 1966), имеют ту же характеристику, что и «классическая» пооскольская меловая сосна (по Козо-Полянскому). Следовательно, местная форма должна быть отнесена к «краснокнижной» Pinus sylvestris L. var. (ssp.) cretacea Kalenicz. еx Kom.
Для меловой сосны характерна невысокая крона, раскидистая у старых деревьев и несколько уплощенная сверху, что делает ее схожей с сосной итальянской. Ветки тонкие и ломкие. Хвоинки жесткие, короткие и острые, собранные в плотные конечные кисти. Шишки значительно мельче, чем у типичной сосны лесной. В Красной книге РСФСР (1988) отмечено, что «включение сосны меловой в данную книгу оправдывается необходимостью охраны всего флористического комплекса меловых сосняков как сообществ, подверженных сильному антропогенному влиянию». Это особенно касается местных, сильно ущемленных сосняков на мелах. Правда, последние двадцать лет наблюдается активное облесение южных склонов Тепловской гряды за счет естественного подроста.
Сосновый лес с небольшой примесью дуба и березы покрывает не только вершины холмов, но и спускается в глубокие долины между ними. По тенистым склонам и вершинам в подлеске невысокие кустарники: вишня степная, бересклет бородавчатый, шиповник – роза майская. В редком травостое – ландыш, поросли костяники каменистой и редкость местных лесов – вечнозеленая ортилия (рамишия) однобокая – полукустарничек с плотными овальными листиками и кисточками белых цветочков, отдаленно напоминающих ландыш. Здесь же встречаются и орхидные: дремлик темнокрасный, пыльцеголовник красный – наверно, самая элегантная орхидея наших лесов с небольшими листиками и слегка поникшей кистью ярко-пурпурных цветов, гнездовка настоящая – бесхлорофилльный сапрофитный полупаразит, очень похожий на заразиху. По вершинам господствует порезник горный, сопровождающийся остролодочником колосистым с пышными кистями сиренево-фиолетовых цветов.
Распределение растительных ассоциаций по открытым, нередко сильно эродированным меловым склонам юго-западно-западной экспозиции представляет собой хорошо выраженную ярусную систему низкогорного типа (Волкова, 1970). Так, самый верхний ярус основан выходом сосны на меловые склоны, где в травостое кроме порезника горного уже присутствуют типичные кальцефилы: бурачок извилистый в соседстве с ластовнем меловым, васильком угольным (Маршалла), купеной душистой. Открытые меловые склоны полностью лишены древесной растительности, только сосновый подрост иногда проявляется по таким эродированным обнажениям, где в основном и концентрируется специфическая кальцефильная эндемичная флора, приспособленная к крутым осыпям или почти чистому мелу. Такая растительность не только похожа на горную субальпийскую форму, но и имеет с ней исторические и генетические связи и может относиться к низкогорным или «сниженным» субальпийским лугам. Многие виды меловых обнажений сходны с горными «скальниками» не только своей петрофильностью, т.е. способностью произрастать на каменистых осыпях и обрывистых обнажениях плотных горных пород, при этом корни их распространяются по трещинам или между камнями. С горными формами их сближает еще и светолюбивость. Они всегда находятся на солнцепеке. Многие виды даже имеют защитные приспособления от обилия света и перегрева в виде беловатого опушения листьев и стеблей, или листья и другие части растений имеют сизую глянцевитость, что отражает избыток световых лучей. А некоторые растения имеют листья, рассеченные на истонченные дольки, что также значительно снижает перегрев.
Второй ярус, занимающий верхнюю половину эродированных склонов, образован именно такой ярко выраженной «субальпийской» флорой. Он более насыщенный и разнообразный, как по видовому составу, так и по вариациям склоновых ассоциаций. Ведущими видами этой гелиофильной группы кальцефилов являются: василек русский, оносма простейшая, лен многолетний и лен уральский, копеечник крупноцветковый, ирис низкий. В качестве сопровождения здесь можно отметить наголоватку паутинистую, катран Литвинова, истод сибирский и меловой, головчатку уральскую и др. Активный период цветения видов этого яруса начинается с середины мая и к середине июня достигает наибольшего разнообразия. За весь сезон аспект цветения этого яруса, да и всех склонов меняется три-четыре раза, от весеннего (ирис низкий, фиалки, купена) до осеннего (головчатка уральская, астра бессарабская). В летний период аспект цветения меняется дважды. Раннелетний представлен цветением копеечника крупноцветкового и оносмы, образующих бело-кремовые кружева по склонам, пересыпанные голубыми звездочками льна, бисером истодов, фиолетовыми головками наголоватки паутинистой. С начала июля эти виды заменяются васильком русским – высоким раскидистым растением с крупными желтыми косматыми корзинками цветов на тонких стеблях среди широких глянцевитых сизых листьев, а также тимьянами, шалфеем, обилием ковылей. По осыпным склонам цветет бедренец трагический (известковолюбивый). В августе проявляется третий аспект: зацветают осенние виды.
Нижний шлейфовый ярус отделяется от второго порослями тимьянов, представленных здесь двумя видами: тимьяном Дубьянского и жигулевским. Ныне они объединены в один вид под названием тимьян клоповый. Этот ярус включает ряд типичных меловиков: резеда желтая, живучка гладкая (псевдохиосская), шалфей мутовчатый, астрагал белостебельный, совмещая их с представителями степной флоры: ковылем перистым, тонконогом жестколистным, чертополохом поникшим. Поскольку этот ярус переходит в шлейфовые ассоциации, контактирующие или со степными участками, или с разнотравными луговинами, видовой состав его очень разнообразный и непостоянный. В самых нижних разделах яруса, и особенно в его шлейфе, наблюдается массовое внедрение (вторжение) сорняков.
Зарастание сильно эродированных склонов, подверженных антропогенным воздействиям, выпасам скота, вытаптыванию и другим механическим повреждениям, как самой почвы, так и устойчивой некогда растительности, происходит несколько другим путем. Такие склоны в данном урочище находятся в южной части и примыкают к самому селу. Они имеют небольшую крутизну и по склонам образуют два хорошо выраженных яруса. Верхний – более размытый и ободранный эрозией. Здесь и собираются представители кальцефильной флоры совместно со степными видами: тимьян жигулевский, ковыль перистый, местами замещенный ковылем волосистым. Из особо устойчивых меловиков здесь успешно произрастают астрагал белостебельный, бедренец известковолюбивый, мордовник русский, молочай волжский. В отдельных случаях нередок левкой душистый, а также глобулярия Вилькомма и астрагал Цингера. Нижний ярус более олуженный или остепненный, где на фоне злаков выделяются крупные «кустики» зопника колючего или шалфея степного. При более активном олужении появляется вероника австрийская, астрагал эспарцетовидный, высокие злаки, живучка гладкая, сменяемые сорняками или обычной сухостепной флорой, прежде всего полынями, овсяницей, солянками.
При всем растительном обилии в каждом памятнике природы есть всегда что-то особенное, характерное только для этого места. Ранее уже упоминались особо редкие и краснокнижные виды данного урочища: остролодочник колосистый, астрагал Цингера, катран Литвинова (татарский). А по вершинным лесным полянам среди ветреницы лесной и незабудки душистой – кустики пиона тонколистного – роскошного растения с пышной массой листьев, трижды рассеченных на тонкие линейные дольки и крупными вишнево-красными цветами. В народе их зовут «цветы лазоревые». Здесь же встречаются куртинки змееголовника Рюйша и поросли еще одного пиона, сходного с тонколистным, только с более широкими дольками рассеченных листьев и с малиновыми лепестками более крупных цветов. Это пион Биберштейна – очень редкое в Вольском районе растение.